m.dengi.59.ru
30 мая 2017 09:00

Пираты мобильных банков: как телефонные мошенники обманывают пермяков

Каждому из нас периодически приходят SMS с новостью о лотерее, где мы все выиграем миллион, или просьбой о помощи – мол, кто-то близкий попал в ДТП/больницу/иное затруднительное положение, помогите деньгами. Во всех этих ситуациях правило одно – просто не реагировать. Однако до сих пор многие попадаются на развод мошенников, а раскрываемость таких преступлений в Пермском крае крайне небольшая. Мы поговорили с банками, сотовыми операторами и полицией о самых популярных видах мошенничеств.

Главная ошибка пермяков – это то, что они до сих пор реагируют на подобные сообщения

SMS-просьба о помощи

Абонент получает на мобильный телефон сообщение вроде «У меня проблемы, положи на этот номер 500 рублей, я перезвоню сам». Помните, что если у вашего друга/родственника проблемы, он найдет способ связаться либо с вами, либо с другим членом семьи, либо сориентируется в ситуации с помощью окружающих. Если он попал в беду и не может ходить, то кто-то обязательно вызовет ему скорую помощь. Но он не будет отправлять вам SMS, в крайнем случае – позвонит. Но даже в последнем случае это может оказаться обманом.

Кроме того, по SMS периодически приходит еще и телефонный номер, на который предлагается позвонить, чтобы помочь «родственнику». Осторожно, это могут быть «номера-грабители».

Оператор сотовой связи: штрафные санкции и проверка тарифа

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план (возможные варианты: не внес своевременно оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

Если вы сомневаетесь, что с вами разговаривает сотрудник техподдержки, не следуйте его указаниям, а лучше и вовсе положите трубку. «Сотрудник» может убеждать вас, что желает вам добра и действует исключительно из благих убеждений. Но вы можете поблагодарить его за заботу и сообщить, что решили самостоятельно ознакомиться с новыми тарифами. 

Если вы сомневаетесь, что вам звонит сотрудник техподдержки, лучше положите трубку

Кроме того, зачастую абонентам сотовых операторов поступает множество служебных SMS-уведомлений – состояние баланса, подключение/отключение услуг и опций, подписки. Телефонные мошенники часто пытаются выдать свои сообщения за подобные уведомления.

Иногда поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора сотовой связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу, как вариант – перерегистроваться во избежание отключения связи из-за технического сбоя или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.

Сообщения от якобы обманутых людей

Например, «Меня уволили из (название сотового оператора), я квалифицированный специалист. И поэтому хочу отомстить им. Если послать (код), на (короткий номер), то вам на счет придет 200р».

Это – обман для любителей легких денег. 

«Ошибочный» перевод средств

Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств, зачисленных с помощью услуги «Мобильный перевод». Другой вариант: приходит пароль от этой услуги. Сразу после этого поступает звонок, и мужчина или женщина извиняющимся и грустным голосом сообщает, что ошибочно перевел деньги на чужой счет и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». При этом преступник может быть настойчив и говорить, что он точно «не мошенник». Это может быть очередной уловкой – ему нужно убедить вас в том, что перед вами законопослушный гражданин, попавший в беду. Варианта развития событий тут два. Либо вы вернете деньги, хотя на самом деле вам ничего и не зачисляли, либо предоставите мошеннику, который на самом деле совершенно не случайно ввел ваш номер при оформлении услуги, пароль для того, чтобы он мог воспользоваться вашим счетом и перевести с него деньги на свой. 

Розыгрыш призов

Сегодня почти любое текстовое сообщение о победе в лотерее или о выигрыше ценного приза почти наверняка окажется обманом. Более того, таким же обманом вполне может оказаться невинное на вид SMS-поздравление.

Бывает и такое: на мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела» и просит вас приобрести карты экспресс-оплаты мобильных телефонов и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счет, а потом ввести специальный код. Как вариант, просто заплатить небольшой процент за получение/перечисление обещанного. Однако после оплаты «победители» не только ничего не получают, но и теряют. 

Бывает, что вам скидывают только SMS с телефоном, по которому якобы будет доступен выигрыш. Если позвонить по такому номеру, то будет два варианта. Первый – вас будут затягивать в разговор и в итоге придет большой счет за звонок на платный номер. Либо вас попросят оплатить налог на выигрыш (это действительно нужно, выигрыш облагается налогом) через терминал или в руки курьеру. Однако, чтобы выиграть, надо сначала участвовать в розыгрыше. Кроме того, приличные компании в состоянии принять вас в офисе. 

Следует помнить, что для зачисления денег на карту требуются только ФИО и номер карты получателя

Блокировка

Нередко по SMS абонентов пугают блокировкой банковской карты, операционной системы и т.д. На мобильный телефон поступает сообщение с текстом о возникших проблемах или проведенных операциях с банковскими картами (например, «Ваша карта заблокирована…», «Ваш лицевой счет аннулирован», «Оплата услуг произведена успешно»), предлагается контактный номер телефона для уточнения всех вопросов (якобы для информации).

Получившие SMS перезванивают, собеседник представляется работником службы безопасности банка, советует пройти к ближайшему банкомату, сообщить конфиденциальные данные своих банковских или расчетных карт (реквизиты, цифры на обратной стороне карты), ввести их в наборной панели банкомата. После этого мошенники получают доступ к банковским картам и снимают денежные средства.

– Помните, банк никогда не запрашивает пароли для отмены операций в мобильном приложении, – сообщили в пресс-службе Сбербанка. – Если клиенту предлагается ввести пароль для отмены операции, то нужно прекратить сеанс использования услуги и срочно обратиться в банк. Обратите внимание, что для входа в Личный кабинет требуется только идентификатор и одноразовый пароль. В случае если от клиента требуют любую другую персональную информацию, также необходимо прекратить сеанс использования услуги и срочно обратиться в банк. Сбербанк при рассылке SMS по картам всегда обращается адресно, в сообщении от имени Сбербанка всегда указываются последние цифры номера карты держателя. При необходимости связаться с банком в его сообщениях предлагается звонить в контактный центр банка по телефонам, указанным на банковской карте клиента, а не в самом сообщении.

Недавно в Челябинске по аналогичному делу был задержан 33-летний пермяк. В процессе общения под разными предлогами он узнавал необходимые реквизиты и осуществлял дистанционный перевод денег с карт потерпевших на свою, сообщили в пресс-службе краевого ГУ МВД. Всего он снял с карт потерпевших более 50 тысяч рублей.

Товары и услуги: соблазнительные предложения и опасные ссылки

Если в SMS вам предлагают составить ваш персональный гороскоп, приобрести товары со скидками, купить ваш автомобиль дорого и так далее, ни в коем случае не покупайтесь на эти предложения. Даже если они исходят от добросовестных продавцов, помните, что машины лучше видеть воочию, а гороскопы не сбываются.

Опасения вызывают также «хитовые мелодии на сотовый телефон». Редкие варианты: составить генеалогическое древо, найти ветерана войны, пробить людей «по базе», проголосовать за участника в конкурсе, и прочие экзотические услуги. Хотя, как сообщили в МВД, и такие случаи бывают.

Иногда мошенники присылают на телефон ссылки с сайта бесплатных объявлений о продаже товаров. Помните, что переходить по этим ссылкам крайне опасно - это могут быть вредоносные сайты, пройдя по которым вы получите вирус на телефон. 

Кстати, если вы действительно размещали объявление о продаже какого-либо товара в сети интернет, стоит насторожиться, если откликнувшийся на него покупатель настаивает на оплате товара исключительно на вашу банковскую карточку. При этом мошенники просят номер карты, секретные данные с ее обратной стороны, срок действия, коды приходящих из банка SMS для подтверждения операции или доступа в ваш онлайн-банкинг.

Каким бы интересным ни было предложение в SMS, переходить по ссылке не рекомендуется

Обман на сайтах знакомств

Сначала мошенники вывешивают красивую фотографию, и придумывают легенду. Тех, кто откликнулся на их анкету, просят, чтобы переписка велась по SMS и именно по короткому номеру. Одно SMS на этот номер может стоить до 100 рублей.

SMS от официальных лиц

В апреле 2017 года жительница Кудымкара рассказала что на ее личный номер мобильного телефона поступило SMS-сообщение якобы от приставов, где было сказано, что ее имущество арестуют из-за долга. Как оказалось, это было мошенничество. Запомните: если вам приходят SMS якобы из официальных органов, это нужно проверять. Если в сообщениях сказано, что штраф можно оплатить по SMS, это хороший повод задуматься. И не платить, а для начала позвонить судебным приставам – по официальному номеру.

Как уберечься от мошенников?

SMS-сообщения рассылаются в большом объёме в надежде на доверчивого абонента. Так что его можно просто игнорировать. А вот телефонный звонок позволяет манипулировать человеком при разговоре. Но при таком общении можно разоблачить мошенника правильным вопросом – к примеру, попросить подойти якобы «пострадавшего» родственника к телефону.

Мошенники - хорошие психологи, они знают, что вы беспокоитесь о близких и будете рады выиграть приз

Мошенники используют вашу тревогу относительно близких и знакомых, беспокойство за телефонный номер или счет в банке.

– Обязательно получите доступ к Личному кабинету и установите соответствующее приложение на смартфон, – говорит коммерческий директор Пермского отделения компании «МегаФон» Николай Лазаренко. – Тем самым вы сможете контролировать средства и проводить операции по подключению/отключению услуг в режиме 24/7. Убедитесь в корректности представленных там данных об абоненте. Обязательно установите сложный пароль для входа в кабинет. Добавьте «кодовое слово» для обращения в колл-центр. Установите запрет на любые действия без предъявления паспорта или личного визита владельца сим-карты в офис. Последний совет особенно актуален ввиду распространения мошенничества по замене сим-карты с использованием поддельной нотариальной доверенности. Именно с этой целью «МегаФон» не доставляет SMS-сообщения в первые 24 часа после замены сим-карты.

Кем бы ни представился позвонивший вам человек – сотрудником банка, полицейским или следователем, – ни в коем случае не сообщайте по телефону свои персональные данные. Номер и тип карты, срок ее действия, ПИН-код, ваши имя, фамилия и секретный код (CVV) на оборотной стороне карты, – это конфиденциальная информация. Настоящий сотрудник банка никогда не будет запрашивать эти данные. Если вам поступил подозрительный звонок или SMS, не отвечайте на вопросы неизвестных лиц и перезвоните в службу поддержки клиентов своего банка.

– При получении информации на мобильное устройство с призывом отправить сообщение, деньги или позвонить на незнакомый номер, мы рекомендуем абонентам проанализировать ситуацию и принять взвешенное решение, – говорит пресс-секретарь МТС в Пермском крае Мария Мехоношина. – Кем бы ни представлялись неизвестные (сотрудниками правоохранительных органов или радиостанций, чиновниками, вашими родственниками, друзьями друзей, сотрудниками МТС), прежде чем выполнять их инструкции, убедитесь в достоверности предоставленной информации. Не спешите переходить по ссылкам, набирать код, отправлять SMS или MMS, переводить деньги на счет, сообщать свои личные данные. Отметим, что МТС ведет многолетнюю борьбу с мобильным мошенничеством. В первую очередь, с SMS-рассылками и звонками. На нашем сайте существует специальный раздел, где описаны основные сценарии мошенничеств и даны рекомендации абонентам.

Дарья Чурилова  

Фото Виктора Михалева

26751    11  



Россиян пронумеруют, чтобы повысить дисциплину в платежах

В России появится Единый реестр сведений о каждом гражданине. Концепцию такого ресурса утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Главная цель –...

39456    1029     10 дней назад

В России будут наказывать за неденежные взятки

Ужесточить наказание за коррупцию предложили в Госдуме. Так, сроки за дачу и получение взятки хотят увеличить с двух-трёх до трёх-четырёх лет....

61717    931     24 дня назад

В один клик: сегодня просто и быстро можно решать задачи бизнеса

Современному предпринимателю нужны не только выгодные тарифы и надежность банка. На первый план сейчас вышли требования к простоте и удобству...

4296    0     30 дней назад

Россиянам разрешат продавать мусор

Россиянам разрешили продавать мусор на переработку. Соответствующий законопроект одобрило правительство, сообщает «Коммерсант». Так, семьи могут...

75678    1553     1 месяц назад

Бизнес-интегратор: когда банк становится партнером

О том, как обеспечить потребности компании на каждом этапе ее жизненного цикла, рассказали в УБРиР.

3296        1 месяц назад